Антология Таинственных Случаев Неразгаданная тайна Арктики

Игорь БОЕЧИН

      12 августа 1937 года. Со специальной взлетной горки, устроенной на Щелковском аэродроме для сверхдальних перелетов, стартовал красно-синий четырехмоторный самолет Н-209. Медленно набирая высоту, тяжело нагруженная машина взяла курс на север и вскоре скрылась за горизонтом. Так начался третий (после полетов экипажей В. Чкалова и М. Громова) трансарктический перелет из СССР в США через Северный полюс. Только теперь самолету Н-209, командиром которого был Герой Советского Союза С. Леваневский, предстояло впервые в истории доставить за океан коммерческий груз.
      Первые радиограммы с борта самолета были лаконичными и спокойными, радист Н. Галковский сообщал высоту полета, курс, метеоусловня и неизменно заканчивал словами "все в порядке".
      Но в 14 ч 32 мин 13 августа, когда машина уже миновала Северный полюс, в штаб перелета пришла тревожная весть: С. Леваневский передал, что из-за порчи маслосистемы вышел из строя крайний правый двигатель, самолет пошел на снижение, на стеклах кабины появился иней. Больше Н-209 на вызовы не отвечал, не увенчались успехом и его поиски. О том, что произошло с экипажем С. Леваневского, оставалось только гадать. И, как обычно бывает в подобных случаях, появилось множество версий, авторы которых пытались обьяснить и причину аварии, и то, что могло произойти с отважными летчиками.
      В свое время "ТМ" посвятил тайне последнего полета Н-209 серию статей (см. № 10 - 12 за 1982 год, № 1 за 1983 год). Напомним вкратце о версиях, выдвинутых в свое время и появившихся в последние годы.
      По мнению ленинградского физика Л. Куперова, "анализ условий радиосвязи показывает, что наиболее вероятный район вынужденной посадки... находится около полюса относительной недоступности, то есть к западу от района поисков (предпринятых в 1937 - 1938 годах.- И. Б.), на меридиане 180°, около 82°5' северной широты. Примерное время вынужденной посадки 20 ч 13 августа...".
      Эту версню разделяет инженер из Куйбышева В. Пикуль. Больше того, он считает, что акипаж Н-209, совершив удачную посадку на лед, долго еще дрейфовал по Северному Ледовитому океану, занимаясь научными исследованиями.
      Иначе считал известный американский полярный исследователь В. Стефансон. "Если льдина (на которую сел Н-209.- И. Б.) дрейфовала в сторону Атлантики, то она растаяла, - писал он в книге "Неразгаданные тайны Арктики", - если льдина дрейфовала в другом направлении, то определить это направление у нас нет никакой практической возможности".
      "Если Н-209 оказался на одном из ледяных островов, то, дрейфуя вместе с ним, оказался бы через несколько месяцев возле северной оконечности Земли Элсмера, в самом отдаленном и совершенно безлюдном районе Канадского архипелага,- считал доктор географических наук Н. Зубов.- Или был вынесен в Гренландское море".
      Канадский Арктический архипелаг... Действительный член Географического общества СССР Д. Алексеев полагает, что летчики сумели дотянуть до Североамернканского континента. Алексеев ссылается на фразу из последнего сообщения Леваневского: "Посадку будем делать в 3400". И расшифровывает ее следующим образом: "34" - закодированное обозначение квадрата на штурманской карте В. Левченко - это район с координатами 70 - 75° северной широты и 85 - 115° западной долготы, точнее, окрестности мыса Барроу, а 00 - расчетное время посадки. Но почему мыс Барроу?
      Оказывается, там еще в 1937 году побывал американский сержант-связист С. Мортон. Вот что он узнал у аборигенов.
      15 (!) августа 1937 года "три местных жителя видели возле острова Фитис неизвестный предмет, который можно принять за самолет. Сначала был слышен шум моторов, потом показался большой предмет, двигавшийся на восток. Предмет коснулся два или три раза поверхности и с сильным всплеском исчез среди волн. На следующий день в этом месте было замечено большое масляное пятно".
      "Когда мы покидали мыс Барроу, то слышали, что какие-то куски алюминия выбросило на берег,- свидетельствовал доктор Х. Келлемс. - Мы не нашли советский самолет, но уверены, что проходили над ним".
      Выходит, Н-209 пересек Ледовитый океан и потерпел аварию вблизи суши? Вполне возможно, только... не в Канадском Арктическом архипелаге!
      В 1965 году вертолетчик Е. Попов побывал на побережье озера Себян-Кюэль, что находится в 400 километрах севернее Якутска. Ему показали холм явно искусственного происхождения, над которым была деревянная доска с выжженной надписью: "Здесь 13 августа 1937 года в результате катастрофы самолета Н-209 погиб экипаж... Леваневский..." Остальных фамилий разобрать не удалось. Группа энтузиастов, которой руководил уфимец М. Чванов, организовала экспедицию в окрестности Себян-Кюэль, опросили местным жителей. Оказалось, некоторые старожилы в конце 30-х годов "на берегу видели в кустарнике умершего русского с планшетом", одетого в костюм, а в 30 километрах от озера другого "умершего русского, но не в костюме, а в летном меховом комбинезоне". При обследовании дна озера в нескольких точках обнаружили присутствие массы металла. Одну из точек обследовали гидроакустическим прибором, самописец которого обрисовал нечто, напоминающее контуры крупного самолета, по размерам почти совпадающего с ДБ-А.
      И, наконец, в конце прошлого года в зарубежной печати промелькнуло сообщение о том, что американские летчики обнаружили на севере материка, близ мыса Барроу, следы экипажа С. Леваневского.
      ...В редакцию идут письма. Читатели спрашивают, чем завершилось обследование озера Себян-Кюэль, насколько верна весть о находке Н-209 в Северной Америке, правда ли то, что самолет не был готов к трансарктическому перелету. Предлагают свои версии, обьясняющие судьбу экипажа этой машины. Вот одна из них.

®"Техника-Молодежи" 1988 №3
Back
Home