Антология Таинственных Случаев

Пока - только версии...

      Мы попросили прокомментировать статью инженера Е. Марусяча заслуженного штурмана СССР В. И. Аккуратова, участвовавшего в поисках экипажа Н-209 в 1937 - 1938 годах.

Валентин Аккуратов,
заслуженный штурман СССР

      Когда не хватает фактов, обычно появляются гипотезы. Это относится и к последнему полету советского самолета ДБ-А с бортовым номером Н-209 через Северный полюс в США. Поэтому, прежде чем проанализировать версию инженера Е. Марусяча, напомню, что сразу после исчезновения машины где-то за Северным полюсом, Советское правительство организовало крупномасштабную поисковую операцию. Участвовавшие в ней экипажи 24 советских и 7 иностранных самолетов к апрелю 1938 года тщательно осмотрели 68 тыс. кв. км Арктики, территорию, в которой мог совершить вынужденную посадку Н-209. Облетели побережье Аляски, Канадского Арктического архипелага и тот сектор Северного Ледовитого океана, над которым из-за лопнувшей маслосистемы отказал один из моторов.
      После Великой Отечественной войны летчики полярной авиации, занимавшиеся ледовой разведкой для моряков и обеспечивавшие работу ученых, заодно осмотрели побережье больших и малых островов Арктики. Мы надеялись найти обломки Н-209 и оболочку итальянского дирижабля "Италия", потерпевшего катастрофу в 1928 году, при возвращении из полета к Северному полюсу. При ударе о лед гондола оторвалась, а оболочка с шестью аэронавтами взмыла ввысь, и ее унесло. Ничего...
      Теперь о версиях, касающихся Н-209. Замечу, что в 1937 году мы, участники поисковой экспедиции, пришли к выводу - после отказа мотора самолет опустился до 4600 м и сразу попал в обледенение. Леваневскому пришлось срочно идти на вынужденную посадку, скорее всего, где-то между широтами 88° и 85°. Наверняка она была неудачной.
      Немногие знают, что посадка на дрейфующие льды не так проста, как может показаться. Одно дело, когда летчики заходят на подготовленный кем-то аэродром - так было при эвакуации челюскинцев из ледового лагеря Шмидта и при полетах на станции "Северный полюс" в послевоенные годы. Или в ясную, солнечную погоду, когда по теням можно судить о рельефе льда. Если же погода ненастная, а именно так было в Северном Ледовитом океане 12 - 13 августа 1937 года, то с воздуха невозможно угадать, куда попадет машина, на ровное поле или на скопление торосов. В общем, попытка Леваневского и Кастанаева пойти на вынужденную была равносильна аварии. Если не больше...
      Но и в лучшем случае летчики остались на дрейфующем льду на всю полярную ночь без радиосвязи, почти без средств жизнеобеспечения (Леваневский перед вылетом оставил на аэродроме зимнее снаряжение и взял только трехнедельный запас продовольствия).
      Теперь остается сожалеть, что запоздал первый спасательный отряд - три тяжелых самолета, вылетевшие из Москвы под командованием М. Шевелева. Отряд застрял из-за непогоды и приступил к поискам, когда началась полярная ночь. Второй отряд, имевший самолеты с мощными прожекторами, месяц просидел на вынужденной и в 1937 году не летал.
      Помню, перед прилетом первого отряда на остров Рудольфа мы с летчиком М. Козловым предложили отправить нашу машину на 85° северной широты, чтобы давать другим экипажам метеосводки. Однако нашу инициативу почему-то не поддержали. Остальное читатели знают...
      Новые, теперь уже чисто умозрительные попытки раскрыть тайну Н-209 были предприняты спустя три с лишним десятилетия, причем в качестве исходных материалов использовались последние радиограммы Галковского и всякого рода нововыявленные обстоятельства.
      И все же не подтвердилась версия Л. Куперова о непрохождении в Арктике радиоволн тем летом, что якобы помешало спасателям связаться с летчиками. Нет, устойчивая связь с дрейфующей станцией "Северный полюс" поддерживалась регулярно, два раза в сутки. Кстати, многие упоминают радиограммы с позывными Н-209, принятые в разных местах после 13 августа. Их изучала специальная комиссия, в которую входили авторитетные ученые и радисты-практики, например, А. Берг и Э. Кренкель. По их мнению, эти сообщения не заслуживали доверия. В лучшем случае, люди, обеспокоенные судьбой экипажа Н-209, принимали желаемое за действительное.
      В 1980 году я получил письмо из Якутска от вертолетчика Е. Попова. Это он видел на берегу озера Себян-Кюэль сложенную из камней могилу, где покоились некоторые члены экипажа Н-209. Я рассказал о письме академику Е. Федорову (он, как и другие папанинцы, обеспечивал метеосводками перелеты экипажей В. Чкалова, М. Громова и С. Леваневского), тот вылетел в Якутск, а оттуда, вместе с Поповым, отправился на Себян-Кюэль. Как назло в этом году было сильное половодье и место, где Попов видел могилу, оказалось под водой.
      Я же проанализировал полет Н-209 и пришел к выводу, что самолет мог отклониться от курса на 83° и выйти на озеро. Известно, что первое время Н-209 шел над кромкой облаков на высоте 6200 м, держа курс по солнечному указателю. После выхода из строя крайнего правого мотора машина снизилась, вошла в облака, и штурман Левченко отныне контролировал курс по магнитному компасу. Но тот в высоких широтах не работает - здесь горизонтальная составляющая сила земного магнетизма настолько мала, что не удерживает картушку в плоскости магнитного меридиана. Для нормальной работы компаса эта сила должна составлять не менее 0,06 эрстед, а в районе полюса она равна 0,03 эрстеда.
      Оставались гироскопические полукомпасы, показывающие курс, снятый с солнечного указателя. Но они за час уходят от установленного истинного курса на 15° - сказывается вращение Земли (плюс инструментальная ошибка). Не видя солнца, Левченко не мог знать, какого курса придерживается самолет, а тот еще уходил вправо из-за несимметричной тяги двигателей. В результате Н-209 мог оказаться в районе Себян-Кюэля. Судя по версиям, выдвинутым в последние годы, Н-209 мог совершить вынужденную посадку в районе озера Себян-Кюэль, в Якутии (1), в Северном Ледовитом океане, на дрейфующие льды (2), в Канадском Арктическом архипелаге (3) и на побережье Гренландии (4). Но что же произошло на самом двле?
      Три года озеро обследовали энтузиасты из Уфы, пока не убедились, что самолета Леваневского там нет. Показания эхолота, обрисовавшего предмет, напоминавший самолет и находящийся на глубине 70 м, при проверке не подтвердились. Возможно, целесообразно еще раз обследовать озеро, призвав на помощь водолазов-глубоководников, оснащенных подводным телевидением.
      Версия инженера Е. Марусяча о посадке Н-209 в Гренландии представляется мне спорной. Уже то, что Леваневский пошел туда, а не на Рудольф и не на "Северный полюс", маловероятно, ибо в том и другом случае он возвращался, а не "шел вперед до конца". Кроме того, в годы второй мировой войны американские военно-воздушные силы устроили в Гренландии, в Туле, крупную базу. С нее в 40 - 50-х годах американцы постоянно и много летали над Гренландией и Северным Ледовитым океаном. Заметив "следы русских" (это в разгар "холодной войны"!), они непременно объявили бы об этом. Или не упустили бы случая подчеркнуть, что именно они нашли Н-209, а не те, кто его искал.
      Теперь о недавнем сообщении зарубежной печати. Судя по нему, американские летчики обнаружили на территории Северной Америки остатки временного жилья, нечто вроде полуобвалившейся землянки, рядом с которым лежали бочки из-под бензина с надписями по-русски. Сразу же (!!!) объявили, что найдено место последнего лагеря экипажа Н-209.
      В связи с этим напомню, что на борту Н-209 не было бочек с бензином. Не было и деревянных ящиков с выжженной надписью по-русски "август 1937 года", обломки которых нашли после войны у берегов Гренландии. Коммерческий груз, который Леваневский вез в США, был упакован в легкие мешки из прорезиненной ткани и нестандартные герметичные банки. Еще раз напомню, что перед вылетом Леваневский убирал каждый килограмм "лишнего веса", чтобы взять больше бензина в дополнительном бензобаке.
      И версия Х. Келлемса не выдерживает критики. В районе мыса Варроу самолет Н-209 искали в 1937 - 1938 годах, а теперь там американцы весьма интенсивно ищут нефть и газ на дне моря и основательно изучили эти места.
      Одним словом, нам остается сделать неутешительный вывод. Наиболее вероятно одно: вскоре после того, как радист Галковский передал последнюю (№ 19) радиограмму, обледеневший, плохо управляемый самолет Н-209 потерпел катастрофу где-то за полюсом.
      ...Немало отважных исследователей исчезло в коварных просторах Арктики. И лишь изредка она приоткрывает завесу над своими тайнами. Так, спустя 33 года случайно нашли место гибели шведских аэронавтов, улетевших в 1897 году к Северному полюсу на воздушном шаре "Орел". Через 80 лет отыскали английскую экспедицию Д. Франклина, отправившуюся в Арктику в 1845 году на судах с красноречивыми названиями "Террор" (Ужас) и "Эребус" (Преисподняя).
      Остается надеяться, что со временем будет раскрыта тайна и последнего полета Н-209.

®"Техника-Молодежи" 1988 №3
Back
Home