Пока - только версии...
Когда не хватает фактов, обычно появляются гипотезы. Это относится и к последнему полету советского самолета ДБ-А с бортовым номером Н-209 через Северный полюс в США.
Поэтому, прежде чем проанализировать версию инженера Е. Марусяча, напомню, что сразу после исчезновения машины где-то за Северным полюсом,
Советское правительство организовало крупномасштабную поисковую операцию.
Участвовавшие в ней экипажи 24 советских и 7 иностранных самолетов к апрелю 1938 года тщательно осмотрели 68 тыс. кв. км Арктики, территорию, в которой мог совершить вынужденную посадку Н-209.
Облетели побережье Аляски, Канадского Арктического архипелага и тот сектор Северного Ледовитого океана, над которым из-за лопнувшей маслосистемы отказал один из моторов.
После Великой Отечественной войны летчики полярной авиации, занимавшиеся ледовой разведкой для моряков и обеспечивавшие работу ученых, заодно осмотрели побережье больших и малых островов Арктики.
Мы надеялись найти обломки Н-209 и оболочку итальянского дирижабля "Италия", потерпевшего катастрофу в 1928 году, при возвращении из полета к Северному полюсу.
При ударе о лед гондола оторвалась, а оболочка с шестью аэронавтами взмыла ввысь, и ее унесло. Ничего...
Теперь о версиях, касающихся Н-209. Замечу, что в 1937 году мы, участники поисковой экспедиции, пришли к выводу - после отказа мотора самолет опустился до 4600 м и сразу попал в обледенение.
Леваневскому пришлось срочно идти на вынужденную посадку, скорее всего, где-то между широтами 88° и 85°. Наверняка она была неудачной.
Немногие знают, что посадка на дрейфующие льды не так проста, как может показаться. Одно дело, когда летчики заходят на подготовленный кем-то аэродром
- так было при эвакуации челюскинцев из ледового лагеря Шмидта и при полетах на станции "Северный полюс" в послевоенные годы.
Или в ясную, солнечную погоду, когда по теням можно судить о рельефе льда. Если же погода ненастная, а именно так было в Северном Ледовитом океане 12 - 13 августа 1937 года,
то с воздуха невозможно угадать, куда попадет машина, на ровное поле или на скопление торосов.
В общем, попытка Леваневского и Кастанаева пойти на вынужденную была равносильна аварии. Если не больше...
Но и в лучшем случае летчики остались на дрейфующем льду на всю полярную ночь без радиосвязи, почти без средств жизнеобеспечения
(Леваневский перед вылетом оставил на аэродроме зимнее снаряжение и взял только трехнедельный запас продовольствия).
Теперь остается сожалеть, что запоздал первый спасательный отряд - три тяжелых самолета, вылетевшие из Москвы под командованием М. Шевелева.
Отряд застрял из-за непогоды и приступил к поискам, когда началась полярная ночь. Второй отряд, имевший самолеты с мощными прожекторами, месяц просидел на вынужденной и в 1937 году не летал.
Помню, перед прилетом первого отряда на остров Рудольфа мы с летчиком М. Козловым предложили отправить нашу машину на 85° северной широты, чтобы давать другим экипажам метеосводки.
Однако нашу инициативу почему-то не поддержали. Остальное читатели знают...
Новые, теперь уже чисто умозрительные попытки раскрыть тайну Н-209 были предприняты спустя три с лишним десятилетия,
причем в качестве исходных материалов использовались последние радиограммы Галковского и всякого рода нововыявленные обстоятельства.
И все же не подтвердилась версия Л. Куперова о непрохождении в Арктике радиоволн тем летом, что якобы помешало спасателям связаться с летчиками.
Нет, устойчивая связь с дрейфующей станцией "Северный полюс" поддерживалась регулярно, два раза в сутки.
Кстати, многие упоминают радиограммы с позывными Н-209, принятые в разных местах после 13 августа.
Их изучала специальная комиссия, в которую входили авторитетные ученые и радисты-практики, например, А. Берг и Э. Кренкель.
По их мнению, эти сообщения не заслуживали доверия. В лучшем случае, люди, обеспокоенные судьбой экипажа Н-209, принимали желаемое за действительное.
В 1980 году я получил письмо из Якутска от вертолетчика Е. Попова. Это он видел на берегу озера Себян-Кюэль сложенную из камней могилу, где покоились некоторые члены экипажа Н-209.
Я рассказал о письме академику Е. Федорову (он, как и другие папанинцы, обеспечивал метеосводками перелеты экипажей В. Чкалова, М. Громова и С. Леваневского),
тот вылетел в Якутск, а оттуда, вместе с Поповым, отправился на Себян-Кюэль.
Как назло в этом году было сильное половодье и место, где Попов видел могилу, оказалось под водой.
Я же проанализировал полет Н-209 и пришел к выводу, что самолет мог отклониться от курса на 83° и выйти на озеро.
Известно, что первое время Н-209 шел над кромкой облаков на высоте 6200 м, держа курс по солнечному указателю.
После выхода из строя крайнего правого мотора машина снизилась, вошла в облака, и штурман Левченко отныне контролировал курс по магнитному компасу.
Но тот в высоких широтах не работает - здесь горизонтальная составляющая сила земного магнетизма настолько мала, что не удерживает картушку в плоскости магнитного меридиана.
Для нормальной работы компаса эта сила должна составлять не менее 0,06 эрстед, а в районе полюса она равна 0,03 эрстеда.
Оставались гироскопические полукомпасы, показывающие курс, снятый с солнечного указателя.
Но они за час уходят от установленного истинного курса на 15° - сказывается вращение Земли (плюс инструментальная ошибка).
Не видя солнца, Левченко не мог знать, какого курса придерживается самолет, а тот еще уходил вправо из-за несимметричной тяги двигателей.
В результате Н-209 мог оказаться в районе Себян-Кюэля.
Три года озеро обследовали энтузиасты из Уфы, пока не убедились, что самолета Леваневского там нет.
Показания эхолота, обрисовавшего предмет, напоминавший самолет и находящийся на глубине 70 м, при проверке не подтвердились.
Возможно, целесообразно еще раз обследовать озеро, призвав на помощь водолазов-глубоководников, оснащенных подводным телевидением.
Версия инженера Е. Марусяча о посадке Н-209 в Гренландии представляется мне спорной. Уже то, что Леваневский пошел туда,
а не на Рудольф и не на "Северный полюс", маловероятно, ибо в том и другом случае он возвращался, а не "шел вперед до конца".
Кроме того, в годы второй мировой войны американские военно-воздушные силы устроили в Гренландии, в Туле, крупную базу.
С нее в 40 - 50-х годах американцы постоянно и много летали над Гренландией и Северным Ледовитым океаном.
Заметив "следы русских" (это в разгар "холодной войны"!), они непременно объявили бы об этом.
Или не упустили бы случая подчеркнуть, что именно они нашли Н-209, а не те, кто его искал.
Теперь о недавнем сообщении зарубежной печати. Судя по нему, американские летчики обнаружили на территории Северной Америки остатки временного жилья,
нечто вроде полуобвалившейся землянки, рядом с которым лежали бочки из-под бензина с надписями по-русски.
Сразу же (!!!) объявили, что найдено место последнего лагеря экипажа Н-209.
В связи с этим напомню, что на борту Н-209 не было бочек с бензином.
Не было и деревянных ящиков с выжженной надписью по-русски "август 1937 года", обломки которых нашли после войны у берегов Гренландии.
Коммерческий груз, который Леваневский вез в США, был упакован в легкие мешки из прорезиненной ткани и нестандартные герметичные банки.
Еще раз напомню, что перед вылетом Леваневский убирал каждый килограмм "лишнего веса", чтобы взять больше бензина в дополнительном бензобаке.
И версия Х. Келлемса не выдерживает критики. В районе мыса Варроу самолет Н-209 искали в 1937 - 1938 годах,
а теперь там американцы весьма интенсивно ищут нефть и газ на дне моря и основательно изучили эти места.
Одним словом, нам остается сделать неутешительный вывод. Наиболее вероятно одно: вскоре после того, как радист Галковский передал последнюю (№ 19) радиограмму,
обледеневший, плохо управляемый самолет Н-209 потерпел катастрофу где-то за полюсом.
...Немало отважных исследователей исчезло в коварных просторах Арктики. И лишь изредка она приоткрывает завесу над своими тайнами.
Так, спустя 33 года случайно нашли место гибели шведских аэронавтов, улетевших в 1897 году к Северному полюсу на воздушном шаре "Орел".
Через 80 лет отыскали английскую экспедицию Д. Франклина, отправившуюся в Арктику в 1845 году на судах с красноречивыми названиями "Террор" (Ужас) и "Эребус" (Преисподняя).
Остается надеяться, что со временем будет раскрыта тайна и последнего полета Н-209.